79 «языков» и за каждым - смерть с косой

79 «языков» и за каждым - смерть с косой
  • 79 «языков» и за каждым - смерть с косой+15°C : +17°C, Суббота
  • Сегодня 20 апреля 2024 года
новости-вельми.ру

Известный писатель Владимир Карпов учился в Ташкентском пехотном училище (1939—1941). Был чемпионом Узбекистана и республик Средней Азии по боксу в среднем весе.
В феврале 1941 года, будучи курсантом, был арестован и осуждён военным трибуналом Средне-Азиатского военного округа за антисоветскую агитацию на 5 лет лишения свободы.
"Я, например, воевал в 45-й отдельной штрафной роте на Калининском фронте. Она была сформирована в ноябре 1942 года в Тавдинлаге из заключенных, которых освободили по добровольному желанию идти на фронт", вспоминал Герой Советского союза Карпов.
После штрафной роты, в 42-м принял взвод пешей разведки стрелкового полка. Приказом по 629-му стрелковому полку 134-й стрелковой дивизии №: 5/н от 28.01.1943 года красноармеец взвода пешей разведки Карпов награждён медалью «За отвагу»:
"За то, что при выполнении боевой задачи по захвату «языка» в ночь с 27 на 28 января 1943 года около города Белого Смоленской области вместе с группой проделал проход в проволочном заграждении, приблизился к блиндажу, забросал его гранатами — уничтожив при этом 8 солдат противника — захватил пленного и доставил его в штаб полка".
Что интересно, из лагеря Карпов попал в офицерскую штрафроту /м.б. потому что бывший курсант/, а не в штрафбат для рядового и сержантского состава. Но при этом был рядовым. В феврале 1943 года за проявленное отличие в боях с него была снята судимость. В том же году принят в ВКП(б).
Однажды, отвечая на вопросы писателя В. Лыкова, он расскажет не только о себе лично, но и о деталях «обычной работы» войсковой разведки на фронте:
— И вы явились во взвод пешей разведки с первой медалью. Как отнеслись к вам разведчики?
— Сначала в штабе меня познакомили с командиром взвода пешей разведки Иваном Казаковым. Затем мы отправились в блиндаж. Разведчики чистили оружие. Уставились на меня: явно из-за медали.
Казаков сказал: «Володя, новый разведчик — чемпион по боксу. Не советую пререкаться с ним, может вложить ума по всем правилам». Все засмеялись.
Я думал, что на следующий день пойдем в разведку. Но оказалось, прежде чем идти за «языком», надо выбрать объект и тщательно изучать его. Казаков приводил нас в первые траншеи на разные участки обороны полка. Вместе наблюдали за немецкими позициями в бинокль, а также пользовались артиллерийскими стереотрубами. Мы искали наиболее удобные подходы к объекту. Репетировали, как незаметно подползти к нему. Казаков говорил, что все детали надо отрабатывать здесь, а на территории противника все должно проходить как по нотам. И запомните: сколько разведчиков ушло, столько и должно прийти. Ни убитых, ни раненых не бросать.
— Ваши ощущения при выполнении первого задания.
— Они были сложные. Но я рассчитывал почему-то на победу. Экипировались: маскировочный костюм, ватные брюки, телогрейка, автомат, нож, гранаты. След в след подошли к первой траншее. На нас с любопытством смотрели бойцы стрелкового подразделения.
— К фрицам?
— К ним.
Герой Советского Союза Владимир Карпов:

Покурили. Казаков говорит: «Карпов, группу поведешь ты. Я дальше не пойду». Я на миг растерялся: как же так? Но Казаков подтолкнул меня: мол, вперед. Мы перемахнули бруствер. Коноплев и Рогатин впереди. Их обогнали дозорные Пролеткин и Фоменко. Лузган с саперами полз чуть в стороне. Снег был сухой, скрипел. Все вокруг слилось в белой мгле, похожей на густой туман. Ориентироваться на местности помогали немецкие ракеты и пулеметные очереди.
Лузин с саперами проделали проход в проволочном заграждении. Лежали не дыша. Где-то рядом щелкнула ракетница. Шурша, ракета понеслась вверх и с легким хлопком раскрылась в огромный яркий световой зонт. Думаю: если сейчас нас обнаружат немцы, никому не уйти — перебьют. По всему телу разлилась какая-то тяжесть. Но надо ползти. За колючей проволокой — траншея, заглядываю: где немцы? Никого. Сполз в нее. Вдруг из поворота вышли два фрица, прямо на меня. Вскинул автомат — убил одного, затем другого.
Задуманное стремились осуществить без шума, а не получилось. Гитлеровцы принялись палить из блиндажа. Я бросил в него гранату. Грохнул взрыв, дверь вылетела. Кто-то стонал в темноте. Я влетел в блиндаж: надо брать «языка». Темь непроглядная, споткнулся о человеческое тело. Вытащил стонавшего из блиндажа, набежали разведчики, принимайте, говорю им. Те быстро связали фрицу руки, в рот затолкали кляп и поволокли его вниз по траншее. Проскользнули через проволочное заграждение — погони и стрельбы не было. Побежали к черной полосе своих позиций. В окопы спрыгнули в полном изнеможении. Увидев нас, Казаков вскрикнул:
— Ну молодцы, сами живы остались и фрица приволокли. Карпов, поздравляю с первым «языком»…
В своем блиндаже краем уха за дверью услышал: «Фартовый у нас командир группы захвата, с таким дело пойдет». Не скрою, похвала для меня была приятной. И, надо сказать, дело пошло, брали «языков» регулярно.
— Сколько же их на вашем счету, Владимир Васильевич?
— Судя по документам — 79. На самом деле их больше. А за каждым «языком» стоит смерть с косой. В сентябре 1943 года, когда завершилась Ржевская наступательная операция, меня первый раз представили к званию Героя Советского Союза. К тому времени я уже был лейтенантом, командиром разведывательного взвода полка. Для меня это было неожиданностью. Я засомневался: «Надо ли это делать?» Командование полка в один голос заявило: «Не сомневайся, заслужил!» Однако звания мне не присвоили. На одном из документов кто-то карандашом сделал пометку: «Вы думайте, кого представляете. Карпов год назад был врагом народа, а вы его — в герои».
17 августа 1943 года был ранен. Приказом по 134-й стрелковой дивизии от 3 сентября 1943 года командир взвода пешей разведки лейтенант Карпов награждён орденом Красной Звезды:
«За то, что в бою 15 августа 1943 года, во время отражения третьей по счёту контратаки противника, лично корректировал огонь артиллерии, которым было уничтожено 1 танк Тигр, 1 САУ «Фердинанд» и до 70 солдат противника».
Приказом Военсовета 39-й армии от 01.02.1944 года уже помощник начштаба по разведке 629-го стрелкового полка, но все еще лейтенант Карпов награждён орденом Красного Знамени:
"За то, что в время сильного боя 10 ноября 1943 года организовал разведгруппу, которая блокировала два мешавших ДЗОТа и их гарнизоны, и уничтожил 90 солдат и офицеров противника и взял в плен 17, и за то, что в бою 11 ноября 1943 года при наступлении на дер. Жолнерово вместе с тремя разведчиками уничтожил гранатами два станковых пулемёта и 8 немецких солдат — их расчёты — обеспечив продвижение наших войск".
4 июня 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза:
«За то, что 19 августа 1943 года, проникнув во вражеский тыл и обнаружив крупную группировку противника, проявил храбрость и мужество и, корректируя огонь батарей, вызвал по рации огонь на себя. Артогнём было уничтожено до 200 немецких солдат, танки и 1 САУ. За то что в бою 15 сентября 1943 года вместе с группой из 8 разведчиков проник во вражеский тыл, уничтожил свыше 50 солдат и офицеров противника и захватил населенный пункт Маецкое. На следующий день вместе с группой в боях за деревню Ефремово проникнув в тыл первым ворвался в деревню, с группой уничтожил свыше 40 солдат противника и лично взял 11 пленных. За то, что в бою при захвате большака Демидово-Смоленск, тов. Карпов с группой бойцов пробрался в немецкий тыл и уничтожил гарнизон большака — до 60 человек. За то, что в бою в районе деревни Василено Духовщинского района, рискуя жизнью, спас командира полка с бойцами, ворвавшись во фланг противнику и лично уничтожив из автомата 25 немцев, обеспечил захват населенного пункта. За месяц боев тов. Карпов более 30 раз ходил во вражеский тыл и уничтожил со своей группой более 350 солдат и офицеров и взял в плен свыше 35 «языков»".
Только после этого уже Герою Карпову присвоили звание старший лейтенант.
В 1944 году после тяжёлого ранения стал слушателем Высшей разведывательной школы Генерального штаба. В 1945 году опубликовал свои первые литературные произведения.
В 1947 году окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе, а в 1954 году вечернее отделение Литературного института им. А. M. Горького. В 1947—1954 работал в Генштабе (ГРУ). В 1966 году уволен из рядов ВС СССР в запас и вернулся в Ташкент.
Источник: Смыслов О. С. Забытые герои войны.

КОММЕНТАРИИ:

Никитина А
Можно с вами сотрудничать. Как вы сами относитесь к доверительному управлению?
01:40 13.04

Антон
Вряд ли чем-то мы можем изменить ситуацию.
10:54 13.04

Петр
Хочешь завести друзей– заведи их подальше (Иван Сусанин).
01:26 16.04

Владимир
Закон теперь как дышло - куда повернули там и вышло.
09:06 16.04

Александр Л
Совсем перестали думать головой. Печально.
04:41 16.04

Olga
Да все уже давно там повязано. Ворон ворону глаз не выклюет.
05:16 16.04

Игорь
Заигрались совсем. Не слишком ли игра подзатянулась?
05:23 16.04

viktor_koniuhov
Украина - это окраина России. Вот так жили себе на отшибе, а потом возомнили себя великой державой. Оторвались от материнской груди, и пытаетесь сосать что-то другое у запада.
07:31 16.04

Написать комментарий


Ваш e-mail нигде указан не будет